Трудности
адаптации учащихся 5-х классов
Каратаева
Г.С.педагог-психолог
Проблема
школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в
связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом
нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная
адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления
ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как
адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность
последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления
ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения,
психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в
личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход
учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,
что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время,
чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто
внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в
организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости
(например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать
четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в
начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли
избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт
показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие
на качество обучения в пятом классе.
В начальной
школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует
степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные
ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не
принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с
родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была
записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней
школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно
переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им
приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть
какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится
более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным
руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и
на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут
быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается,
что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны
учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни.
Некоторые
дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной
самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и
забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к
постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно
организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению
успеваемости.
С одной
стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же
одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые
недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Ребенок
продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания,
так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой
стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных
кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов
(природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый
учитель.
Каждый
учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам
определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть
естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее
отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в
соответствии с требованиями.
Следует
помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним.
Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками —
взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к
тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле,
напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники,
забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период
адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад
успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания
учебной деятельности.
Как и любой
кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая
учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной
особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена
учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает
определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для
ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в
пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала.
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом
и даже отличником.
Многие
старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес
к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества
их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Кроме
рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом
классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Причины
неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
Физиологические
изменения. Переход в среднюю
школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка.
Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием
этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно,
что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность
в себе.
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит”
с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего
не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе
могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя
требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может
особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически
относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо
достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь
ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным
можно, только разобравшись в их причинах.
Личные
проблемы. Резкое
ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка:
поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что
тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его
неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в
колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.
Отсутствие
способностей. Скорее
речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что
надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка
есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие
интереса. Очень
частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины
могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или
сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно
учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может
пригодиться ему в жизни.
Объяснения,
что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в
этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку
смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком
задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения
очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А
знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание
кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы
(географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с
ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь
с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно
предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Таким
образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители
должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать
психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение
всего периода обучения.