«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Гранитный кентінің негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа поселка Гранитный отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Программа по обновленке воспитательная работа

12.02.2018

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ ПО

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

РУКОВОДСТВО

ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Рекомендовано к печати Методическим советом

Центра педагогического мастерства

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

© Центр педагогического мастерства

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017

Все права сохраняются. Запрещается полное или частичное воспроизведение

или передача настоящего издания в любом виде и любыми средствами, включая

фотокопирование и любую электронную форму, без письменного разрешения держателя

авторского права.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..……….4

2. Цель и задачи Программы……………………………………………………..………4

3. Предпосылки обновления обучения и воспитания…………………………………..5

4. Приоритеты обновления образования и воспитания…….…………………………..6

5. Структура воспитательной работы Интеллектуальных школ …………………….. 8

6. Содержание воспитательной работы Интеллектуальных школ……..…………......11

7. Педагогические подходы к воспитательной работе Интеллектуальных школ……16

8. Учебный план …………………………………………………………………………22

9. Список использованной и дополнительной литературы…………………………...23

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая образовательная программа курсов повышения квалификации

заместителей руководителей школ по воспитательной работе (далее – Программа)

разработана Центром педагогического мастерства в контексте, внедряемых в

казахстанскую систему среднего образования педагогических инноваций. Повышение

квалификации по данной Программе поможет заместителям руководителей школ по

воспитательной работе (далее – ЗДВР) организовать эффективную реализацию процесса

воспитания и обновление педагогических подходов в преподавании и учении в своей

школе.

Во введении дана информация о Программе обучения, цели, задачах и результатах

обучения. Представленные ресурсы окажут помощь ЗДВР в планировании и организации

процесса воспитания в общеобразовательных организациях Республики Казахстан,

предоставят возможность изучить воспитательную систему Назарбаев Интеллектуальных

школ, участвовать в обсуждении проектов и адаптации планов воспитательной работы для

конкретной школы.

В Программе предложены практические советы по использованию теоретического и

практического материала в конкретном направлении, подходах и политике воспитания,

рассмотрены условия и предпосылки для изменения модели воспитания, которые основаны

на следующих документах:

• Политика воспитания учащихся Интеллектуальных школ;

• Основные направления воспитательной работы Интеллектуальных школ;

• Основные подходы воспитательной работы Интеллектуальных школ.

Продолжительность курса составляет 40 академических часов. Ежедневно

предоставляется время на обзор, анализ обучения и адаптацию следующего дня под

потребности ЗДВР.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы:

совершенствование педагогического мастерства заместителей руководителей школ

по воспитательной работе и ознакомление с принципами организации процесса воспитания

Интеллектуальных школ.

Задачи программы

• ознакомить со структурой, содержанием, последовательностью, целями и

задачами воспитательной работы Интеллектуальных школ;

• обеспечить понимание и умение использовать педагогические подходы и

учебные материалы в соответствии с основными подходами воспитательной работы

Интеллектуальных школ;

• сформировать навыки у ЗДВР, необходимые при организации воспитательной

работы в общеобразовательных организациях образования.

Результаты обучения

• знание и понимание структуры, содержания, цели и задач воспитательной

работы Интеллектуальных школ;

• умение использовать педагогические подходы, учебные материалы в

соответствии с основными подходами воспитательной работы Интеллектуальных школ;

• владение ЗДВР знаниями, умениями и навыками организации и управления

воспитательной работой в общеобразовательных организациях образования.

4

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые

влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. Школы должны подготовить

учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо

сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи,

перспективы и ценности; в мире, в котором люди должны решать, как доверять и

сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство

и время с помощью технологий; и в мире, в котором их жизнь будет зависеть от вопросов,

которые выходят за пределы национальных границ. Школы двадцать первого века должны

помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, которая осознает

реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они

могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции.

Андреас Шлейхер,

Специальный советник Генерального секретаря ОЭСР

по вопросам образовательной политики (2014)

Цитата, представленная выше, подчеркивает и подытоживает необходимость

изменения образовательных программ в Казахстане, а значит необходимо пересмотреть и

вопрос воспитания. Существенные изменения в таких областях, как технологии,

коммуникации и наука, оказывают глубокое влияние на мировую экономику и, как

следствие, на знания и навыки, которыми должны владеть граждане для того, чтобы быть

успешными в двадцать первом веке. Стремительная глобализация также оказала влияние

на национальные экономики, и на данный момент возросло международная конкуренция

по обеспечению экономического роста. Доклад Международной организации труда в

Женеве (2006) подчеркивает этот факт для отдельных граждан: «... либерализация торговли

и потоков капитала, вместе с огромными улучшениями в области коммуникаций и

транспорта, действительно свидетельствуют о том, что все больше и больше работников и

работодателей чаще конкурируют на мировом рынке, чтобы продать результат своего

труда» (стр. VII). Возрастает не только глобализация, влияющая на наличие рабочих мест,

это также влияет на тип доступной работы и, следовательно, знания и навыки,

необходимые, чтобы получить работу.

Гриффин и другие (2012) отмечают, что «...наблюдается значительный переход в

странах с развитой экономикой от промышленного производства к предоставлению

информационных услуг и услуг связи» (с. 17). В дополнение к этим экономическим

аргументам для модернизации системы образования есть и другие рычаги для

образовательной реформы в двадцать первом веке, включая: увеличение

коммуникабельности; социальные изменения; проблемы, связанные с изменением климата;

стремительный рост населения во всем мире и увеличение спроса на ограниченные

ресурсы, которые будут означать, что юные учащиеся в школах сегодня требуют других

навыков, нежели те, что были необходимы в прошлом, для того, чтобы успешно

взаимодействовать с современным миром и с миром завтрашнего дня в реальности.

По всему миру были пересмотрены или же на данный момент пересматриваются

образовательные системы на предмет того, какое образование они предоставляют для своих

будущих поколений. При этом были заданы ключевые вопросы, такие как «чему

действительно должны учиться дети для того, чтобы быть успешными в двадцать первом

веке?» и «что является наиболее эффективным способом обучения этому?». Эти вопросы

5

тесно связаны как с учебной программой, предлагаемыми методиками, оцениванием,

используемыми при реализации учебной программы, так и воспитанием.

В Казахстане уже была проделана соответствующая работа, чтобы ответить на

глобальные вызовы, изложенные выше, интерпретируемая для национального контекста.

Ключевые образовательные и воспитательные ценности, связанны с национальными

стандартами образования и воспитания, развитием навыков учащихся, необходимых для

инноваций и передовой практики, подтверждения и реализации национальной

идентичности через школьную программу обучения и воспитания и взаимодействие с более

широким международным опытом.

Назарбаев Интеллектуальные школы предлагают изменить существующую систему

воспитательной работы, которая была предназначена на «подготовку к жизни»,

ориентированную на единственно верные заданные образцы, дать возможность учащимся

школы, живя «здесь и теперь», самостоятельно строить свое будущее, быть субъектом

собственного формирования, изменения и развития.

ПРИОРИТЕТЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Все больше появляется сторонников того мнения, что для того, чтобы быть

успешными, учащимся необходимы как знания, так и навыки. Это требует от учащихся

перехода от запоминания информации к ее осознанию, пониманию и применению этих

знаний в различных контекстах. Именно подобное применение знаний позволит учащимся

приобрести широкий круг компетенций, которые теперь часто называют навыками

двадцать первого века.

«Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, владеет казахским,

русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен…. Его

ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать

беззаветной любовью к Родине. Он должен быть здоровым, подтянутым и крепким.

Выступление Президента Н. А.Назарбаева

на съезде молодежного крыла «Жас Отан»

Воспитание и учение

Одним из важных приоритетов образования является усиление воспитательной

работы. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый

политический курс состоявшегося государства» Лидер нации отметил: «Воспитание детей

– это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так

и стремиться дать нашим детям лучшее образование».

Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь

общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе. В

рамках реализации данной идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную

работу в школе, кроме того, усилить воспитательный контент всех учебных предметов.

Изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных

качеств и патриотических чувств учащихся, формирование казахстанского патриотизма и

гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности,

укрепление светских ценностей и формирование осознанного непринятия молодежью

идеологии терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях межэтнического

Казахстана.

Значимость общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» составляет «Единая цель,

единые интересы, единое будущее". Важнейшими составляющими «Мәңгілік Ел» являются

гражданская и общенациональная идеи, ориентированные на развитие у казахстанцев

свойств и качеств интеллектуальной и конкурентоспособной личности с высоким уровнем

6

национального самосознания, национального духа, патриотизма, гражданственности и

социальной активности.

Семь принципов «Мәңгілік Ел» отражают базовые ценности развития, общность

интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

1) Независимость Казахстана и Астана

Астана – одно из самых первых успешных достижений независимости,

патриотическая гордость всех казахстанцев. Астана, дружно воздвигнутая народом, стала

мощным толчком для развития всех регионов, превратилась в локомотив всей

казахстанской экономики.

2) Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе

Межэтническое согласие казахстанского общества прочно закреплено в

Конституции и других Законах. В 1995 году была создана Ассамблея народов Казахстана –

уникальный институт гражданского мира и согласия, основа общеказахстанского единства.

Общественное согласие и общенациональное единство нашего народа, равные права

для всех граждан, независимо от этнической, религиозной, расовой принадлежности и иных

особенностей – это стабильный сконцентрированный фактор, успех и достойная жизнь всех

и каждого.

Патриотический долг каждого гражданина Республики Казахстан – сохранить,

укрепить и передавать из поколения в поколение традиции дружбы и единства народов

Казахстана.

3) Светское общество и высокая духовность

Наша страна воспринимается в мировом сообществе как положительный пример

духовного мира и согласия. Светский характер государственной и общественной жизни –

самое главное условие экономического процветания, успешного развития национальной

системы образования, здравоохранения и культуры.

4) Экономический рост на основе индустриализации и инноваций

Экономический рост – это основная задача, от решения которой зависит

региональная и глобальная конкурентоспособность Казахстана.

Наша основная задача – объединение производства, образования и науки, развитие

инновационно-индустриального кластера. В нашей стране проводятся решающие реформы

научной сферы, модернизация системы образования, создана новая эффективная система

подготовки технических и профессиональных специалистов.

5) Общество Всеобщего Труда, где ценности трудолюбия, честности, культ

учености и образования являются основой благополучия

Всеобщее трудовое общество – это комплекс наиболее важных условий занятости

казахстанцев социальной работой, постоянного роста семейного дохода, непрерывного

улучшения качества жизни казахстанских семей, полного раскрытия творческого и

жизненного потенциала всех казахстанцев.

Повышение производительности труда - это большой труд всех патриотов,

работающих в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, трудовых сферах

инфрасруктуры и корпоративного управления.

6) Общность истории, культуры и языка

История нашей родины насчитывает несколько тысячелетий и на ее страницах

сохранены великие дела наших предков.

История казахского народа – это история сплочения. Только сохраняя единство,

казахи сохранятся как народ, имеющий уникальный культурно – цивилизационный код,

общий язык и традиции.

Цель, задача и судьба государственного языка XXI века – наличие языка, общего для

народов Казахстана.

Обязанность каждого истинного патриота – знание государственного языка и

помощь соотечественникам в его освоении. Также важно создавать условия для развития

всех национальных языков, внедрять принцип трёхъязычия.

7

7) Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении

общемировых и региональных проблем

Главная суть активной, сбалансированной, конструктивной и ответственной

внутренней политики нашего государства.

Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Миссия и ценности комплексно реализуются через все формы учебной и

воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного

процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство

обучения и воспитания.

Цели и задачи образования: формирование казахстанского патриотизма и

гражданской ответственности, сотрудничества, открытости, образования в течение всей

жизни.

Миссия школы по реализации общенациональной идеи народа Казахстана:

«Мәнгілік Ел», «Казахстан - наш общий дом», «Казахстан – моя Родина»

Реализация ценностей через предметное содержание.

Реализация ценностей общенациональной идеи проходит через предметное

содержание, цели и задачи образования, учебную деятельность учащихся.

Рисунок 1. Навыки учащихся

Ценности и навыки широкого спектра позволят выпускникам школ гармонично

сочетать в себе общечеловеческие и национальные ценности, проявлять функциональную

грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛ

Система воспитательной работы Назарбаев Интеллектуальных школ направлена на

формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности,

преданной своей родине, способной успешно действовать в условиях конкурентной среды,

обладающей высокой культурой и гражданской ответственностью.

Ядром реализации ценностей в Интеллектуальных школах являются межвозрастные

ученические сообщества старших и младших классов «Шаңырақ» для формирования

атмосферы («духа») сплоченности, сотрудничества, уважения, доверия, заботы,

8

ответственности среди учащихся и педагогов.

Задачами сообществ «Шаңырақ» являются создание единой команды, развитие

навыков лидерства, формирование отношений уважения, заботы, доверия, сплоченности,

ответственности, помощь и поддержка в вопросах академического обучения, разрешения

эмоциональных проблем, междисциплинарного проекта, творчества, спорта и т.д.

поддержка и укрепление эмоционального и физического здоровья.

Рисунок 2. Сообщество «Шаңырақ»

«Шаңырақ» предполагает взаимодействие 2 классов, старшего и младшего с

разными языками обучения. 48 учащихся (2 класса по 24 ученика) делятся на 6 подгрупп

по 8 человек. В каждой подгруппе 4 ученика старшего класса, 4 ученика младшего класса.

Старшеклассники в качестве наставников помогают младшим классам, тем самым

развивают лидерские качества, уважение, сотрудничество, ответственность, заботу

старших о младших классах. Формируются ценности посредством встреч на часе

«Шаңырақ», которые проводятся в формате дискуссий, ролевых, деловых игр и других

активных форм занятий. Планирование часа «Шаңырақ» составляется с учетом того, что на

одну тему отводится две встречи учащихся.

Интеллектуальные школы заботится о том, чтобы образовательный процесс

ежедневно протекал в безопасной, организованной, позитивной образовательной среде.

Она основывается на взаимоуважении между всеми членами школьного сообщества -

сотрудниками школ, учителями, учащимися, родителями, администрацией, родителями,

консультантами, экспертами, инженерно-информационной службой, сотрудниками

охраны, столовой, технической и транспортной службы, поставщиками сопутствующих

услуг.

Рисунок 3. Дисциплинарная политика школы

9

Для обеспечения дисциплины необходимы общесетевые нормы, регулирующие

поведение, отношения между всеми членами школьного сообщества. Все взрослые

посредством этих норм помогают осознать, понять сильные стороны личности ученика,

поощряют позитивные перемены, предотвращая таким образом последующее

неправильное поведение. Они направлены на поддержку позитивного поведения учащихся

для успешного академического, эмоционального, социального роста учащихся.

Все члены школьного сообщества – учащиеся, сотрудники школ, родители знают и

понимают нормы поведения и последствия несоблюдения этих норм.

Рисунок 4. Координационная структура управления

Для обеспечения целостной системы воспитания включают учителей-предметников:

через дискуссии, обсуждения в совместной и групповой работе приобщаются к моральным

и духовным ценностям. Учителя – предметники в качестве тьюторов сопровождают

проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Педагог – организатор (куратор) осуществляет поддержку личного роста учащихся,

формирует общение и сотрудничество, инициативу, творчество посредством ученического

самоуправления, сообщества «Шанырак», дополнительного образования, досуга,

внешкольной деятельности учащихся.

Учащиеся Интеллектуальных школ образованные, способные мыслить и

чувствовать, участвующие в жизни школьного и местного сообщества, готовые вкладывать

в улучшение казахстанского общества, в которых гармонично сочетаются мысли, душа и

тело. Для решения данной задачи необходим целостный процесс: кооперация урочной и

внеурочной деятельности учащихся. Во внеурочную деятельность входят утренний сбор,

кураторские часы, час «Шанырак», ежедневные «20 минут на чтение», общешкольные

мероприятия, социальная активность, а также программа дополнительного образования.

Направления дополнительного образования: обогащенные предметные программы

(элективные курсы), дизайн и техническое творчество, спорт, искусство, домашняя

экономика и ремесло и т.д.

10

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛ

Особенностями воспитательной системы Интеллектуальных школ является

реализация ценностей образования посредством создания проектов по воспитательной

работе и ключевых событий года. Ключевые события – это общесетевые мероприятия,

которые являются завершением каждого направления воспитательной работы.

Деятельность заместителей руководителей школ по воспитательной работе сосредоточена

на том, чтобы учащиеся школы смогли сделать в дополнение к обучению то, что они уже

знают и умеют. Важно понимать, что в данном аспекте цели, задачи и желаемые результаты

обучения и воспитания имеют общий интерес - умение применять полученные знания в

повседневной жизни.

Деятельность ЗДВР в Интеллектуальных школах направлена на:

• формирование научно – исследовательских навыков у учащихся;

• умению разрешать критические вопросы и моменты;

• поощрение саморефлексии и независимого мышления;

• понимание и взаимодействие с ключевыми глобальными вопросами, с которыми

придется столкнуться учащимся в дальнейшем жизненном маршруте.

Организовывая урочную и внеурочную деятельность, учащиеся должны расширять

свое понимание и возможность, выбирать и изучать темы, которые имеют важное значение

на личностном, местном, национальном и глобальном уровнях. Учащиеся должны

научиться оспаривать суждения, принимать ответственность, привлекать мнение и

аргументы других, а также разрабатывать и исследовать проекты. Учащиеся научатся

поощрять развитие, тщательно и уверенно представлять свою точку зрения и суждения.

Учащиеся сформируют такие навыки, как анализ, синтез и оценка аргументов, а также

размышляют о последствиях своего проекта.

Метод проектов

Выпускник XXI века должен обладать таким мышлением, которое поможет

ориентироваться в незнакомой ситуации, научится извлекать необходимую информацию,

усваивать ее в виде новых знаний и применять эти знания на практике. Метод проектов был

разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Ученик и последователь Дж.

Дьюи, В.Х. Килпатрик создал метод проектов в обучении. В проекте большое внимание

уделялось разработанному принципу Дж.Дьюи «обучение через деятельность». Ученый

предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность

ученика. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,

которые пригодятся им в реальной жизненной ситуации.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод

проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках

определенного предмета.

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций

овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной

деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если

мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической

цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным

образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические

задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его

прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той

11

или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно

увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться

такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно

мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,

умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,

умения устанавливать причинно-следственные связи

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся-

индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение

определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми

(collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает

решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,

использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой,

предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из

различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это

теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая- конкретный

результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить

о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает

совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой

своей сути.

Основным «двигателем» проектной деятельности являются задачи с различными

вариантами решения, а в основе учебных упражнений лежит представление о том, как

решить такие задачи. По некоторым данным такой подход способен улучшить процесс

обучения. (Блуменфилд и др., 1991 г.). В учебных целях Проектной деятельности, заданных

в учебной программе, упор делается на процессы, задействованные в планировании,

выполнении, анализе и оценке проектов. Развитие этих навыков у учащихся происходит по

мере изучения реальных задач и проблем и оценки учителем не результатов, достигнутых

ими, а подходов и действий, которые они применяют.

Е.С. Полат описала разнообразные виды проектов, которые могут использоваться

для содействия обучению (2000) и являются основой других исследований в данной

области (например, Кандаурова, 2007, Кутуева и Костина, 2013). Ее первоначальная работа

касалась проектов, которые могли бы использоваться для содействия обучению

иностранным языкам, но некоторые подходы могут использоваться для любого предмета.

Она определила некоторые характеристики, которые могут использоваться при описании

проектов (см. таблицу). Любой из проектов будет иметь некоторые такие характеристики.

По предмету «Проектная деятельность» учащиеся должны принять участие в большом

количестве разнообразных проектов.

Таблица 1. Классификация проектов

Разнообразие и классификация проектов

По виду основной деятельности

 Исследовательский проект. Учащие используют первичное исследование (часто

вместе со вторичным исследованием) для ответа на конкретные вопросы. Такие проекты часто

являются очень структурированными.

 Информационный проект. Учащиеся собирают и анализируют имеющуюся

информацию по определенной теме. Они обобщают информацию и делают выводы, которые

можно использовать для сообщения другим.

 Творческий проект. Учащимся предоставляют краткое описание творческого задания

(например, написать газетную статью, сценарий, снять видео). Учащиеся выбирают, как они

хотят выполнить такое задание.

 Проект - ролевая игра. Учащимся раздают роли (например, бизнес-роли или

литературные герои). Далее учащиеся выполняют проект, часто групповой, выполняя свою роль.

12

 Практико-ориентированный проект. Предполагаемые результаты проекта

представляют личный интерес для учащихся и/или имеют социальное значение.

По количеству включенных предметов

 Один предмет ("монопроект")

 Межпредметный

По предполагаемым результатам проекта

• Письменные результаты проектной деятельности (например, отчет, эссе, каталог,

письмо, газетная статья, альманах и т.д.)

• Визуальные результаты (например, альбом, план, карта, схематическая диаграмма,

плакат, картина, анимация и т.д.)

• Устные выводы (например, презентация, дебаты, драма, запись, видео и т.д.)

• Результаты в виде изделия (например, изделие, соответствующее заданию на

проектирование, 3D модель и т.д.)

• Результаты в виде мероприятий (например, выставка, выезд, проект по охране труда,

социальный проект и т.д.)

По количеству участников

• Индивидуальный

• Парный

• Групповой

• Групповой с привлечением участников из разных школ/стран (с использованием

электронных средств связи)

По длительности проекта

• Краткосрочный

• Среднесрочный

• Долгосрочный

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание

серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния

кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии

данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в

развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места

событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных

результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную

последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование

в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных,

наблюдений, пр.);

• обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты,

творческих отчетов, просмотров, пр.).

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

13

Проектирование и моделирование воспитательной работы

Современные методы воспитания и обучения обращают пристальное внимание на

такие нужды, как наш успех, достижение которого может радикально повлиять на качество

и объем обучения.

При планировании воспитательной работы класса или школы, есть некоторые

вопросы, которые следует учитывать:

• старайтесь планировать множество различных видов деятельности в рамках

класса или школы.

• убедитесь, что каждый вид деятельности имеет свое воспитательное значение.

• попробуйте изменить стили взаимоотношения в классах и в школе.

• стремитесь вовлекать каждого участника воспитательного процесса в активную

деятельность.

Для совершенствования воспитательной системы в школах необходимо проведение

систематических исследований с целью выявления:

- ценностных ориентаций, жизненных планов, интересов и предпочтений общения у

подростков;

- семейной ситуации развития, отношения родителей и детей, семейного климата и

родительских установок;

- чувства патриотизма, гражданственности;

- определения наличия инфраструктуры досуга.

Проектирование в воспитательной деятельности представляет собой этапный,

комплексный цикл, постоянно совершающийся и изменяющийся на основе творческой

деятельности его участников.

Характеризуя этапы социального проектирования, можно выделить следующие

особенности:

- этапность, представляет собой последовательную сменяемость друг друга со

структурным усложнением (диагностика, формулирование проблемы, целеполагание,

поиск информации и т.д.);

- каждый этап проектной деятельности нацелен на результат и может подвергаться

контролю и оценке;

- каждый этап отличается от предыдущего тем, что способствует обогащению (как в

личностном, так и в коллективном развитии) всех участников проекта;

- расширение знаний, культуры общения всех участников проекта становится

основополагающим для последующего этапа;

- каждый этап проектирования выходит из предыдущего, обогащая его на новом

уровне;

- каждый предыдущий этап входит в последующий;

- несмотря на непрерывную смену этапов, общий цикл проектной деятельности

остается неизменным;

- каждый цикл состоит из взаимообогащающих последовательных этапов,

направленных на развитие обучающихся, воспитание коммуникативных качеств,

самостоятельности, ответственности за полученные результаты.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

2. Диагностика и анализ объекта проектирования. Определяется проблема,

сильные и слабые стороны проектируемого объекта, выявляются противоречия или

несоответствия. Чем сложнее объект проектирования, тем шире требуется использование

диагностических методик, их обобщение и анализ.

3. Формирование творческой группы.

4. Обсуждение принципов работы.

5. Постановка цели и задач, планирование работы в группе - структурирование

информации, полученной по изучаемой проблеме. Какие исследования, теоретические

14

обоснования, подходы, по каким направлениям требуется консультация по содержанию.

6. Теоретическое обеспечение проектирования. Это поиск информации:

а) о теоретических и эмпирических исследованиях проектирования пе-дагогических

систем и процессов;

б) об опыте подобной деятельности;

в) об опыте проектирования подобных объектов.

7. Методическое обеспечение проектирования. Включает создание

инструментария проектирования (изготовление схем, образцов документов и т.д.). Выбор

формы проектирования. Зависит от количества его этапов, при этом любая форма

проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям учащихся и

педагога, их возможностям.

8. Проектировочный. Выбор системообразующего фактора, который необходим

для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Разработка

содержания проекта проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е.

перечня обязательных разделов и их структурного построения.

9. Характеристика форм организации воспитательного процесса в

разрабатываемом проекте.

10. Проверка качества проекта.

11. Самостоятельность работы над проектом. Актуальность, значимость проекта,

организационность решения.

Основные особенности воспитательного процесса

Ключевой идеей воспитания учеников Интеллектуальных школ является идея

формирования патриота казахстанского общества в учебной и внеучебной деятельности

ученика через следующие компоненты:

- познавательный (академический) компонент- ученик знает, думает и понимает

проблемы и возможности, стоящие перед страной через чтение, письмо, рассуждения,

исследования;

- социально-эмоциональный компонент- ученик эмоционально привязан к стране,

ощущает свою принадлежность к обществу, осознает и управляет своими эмоциями,

развивает чувство заботы, ответственного принятия решений, умения справляться с

трудными ситуациями;

- поведенческий компонент – ученик набирает социальный опыт, действует и

принимает решения, устанавливает доброжелательные отношения, вносит вклад в

улучшение жизни общества.

- компонент здоровья – ученик обладает знаниями о собственном здоровье, о

сбалансированном питании, поддержке жизненного тонуса посредством занятий спортом,

играми, прогулками на свежем воздухе, навыками оказания первой помощи в необходимых

ситуациях себе и окружающим;

- творческий компонент – ученик готов принимать и создавать новые идеи,

используя скрытые связи привычной обстановки, предметов, находить нестандартный

выход из ситуаций;

- индивидуальный компонент – ученик рассуждает, осмысляет свои чувства и

действия, отношения с другими, позволяющие ему самоутверждаться, самовыражаться,

самосовершенствоваться.

Являясь ядром всей воспитательной работы Интеллектуальных школ

патриотическое воспитание охватывает все направления работы с учащимися: духовно-

нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, физическое и психологическое

развитие, поликультурное развитие, развитие лидерских качеств и художественно-

эстетическое воспитание.

Некоторая непредсказуемость результата ставит человека в позицию исследователя,

творца, активизирует его способности, а если это коллективный проект, то стимулирует

15

развитие коллективных отношений. Школьный проект – это совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и

согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Во-первых, воспитательный процесс является длительным по времени. По сути, он

длится всю жизнь. При этом школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в

сознании человека, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой

пластичностью и восприимчивостью.

Во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его

непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю,

то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании

обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и

навыки поведения.

В-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс.

Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и

задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления

воспитательного процесса.

В-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность и

неоднозначность результатов. Это обстоятельство обусловлено существенными

индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным

отношением к самому процессу и целям воспитания.

В-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от

воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к

воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на

обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем

больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать

средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно

обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания,

принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛ

Основным подходом является кооперация обучения и воспитания, направленная

на целостное развитие личности учащегося (тело, разум и душа).

Четкое распределение функций обучения и воспитания невозможно, так как это

целостный образовательный процесс. Воспитательная работа не обозначается и не

функционирует отдельно. В Интеллектуальных школах процесс воспитания и учения

реализуется через содержание образовательных программ (например, на биологии

учащиеся изучают зоны растительности Казахстана, совершают экскурсии, ведут

наблюдения за растениями, животными, что будет способствовать познанию родного края,

или предмет «искусство» способствует творческому и эстетическому воспитанию

учащихся, обучает прикладному и декоративному искусству, умению ценить

художественную и музыкальную культуру).

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит

направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США и

представлена в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и

др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация

человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет

собой неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением,

16

поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением

человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла

и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся

направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в

полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это

состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек".

Педагог, пояснял Роджерс, должен возбудить собственные силы человека по решению его

проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу

по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения

и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и

пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы

и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску

своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а

изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, К. Роджерс назвал "значимым для

человека учением" и считал, что только таким оно и может быть.

Он определил следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и

значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть

проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику,

принимает его таким, какой он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний

мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает

психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на

ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики

должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа.

Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и

разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы

предлагают такие приемы в общении с ребенком: «Я-высказывания», активное слушание,

безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз.

В процессе планирования воспитательной работы в школе заместителям

руководителей школ по воспитательной работе следует принять во внимание многие

пункты. Им необходимо определить способы для «активирования» воспитания и учения,

поддержания мотивации учеников и развития навыков общения.

В основе методики обучения лежит активное обучение, основанное на концепциях

конструктивистского подхода к обучению. (Сейвери и Даффи, 1994 г.; Йонассен и Рорер-

Мерфи, 1999 г.). При таком подходе учащиеся принимают активное участие в выполнении

заданий и, тем самым, самостоятельно достигают понимания. Этот подход является гораздо

более эффективным, нежели простое представление совокупности знаний пассивным

учащимся. На каждом году изучения дисциплины учащиеся задействованы в выполнении

проектов (и завершении работы над ними), а также постоянно имеют возможность

использовать навыки на практике и строить мысленные образы.

Методика обучения проектной деятельности, по сути, основана на вовлечении

процессов разработки и проведения научных исследований. По терминологии Абрахама и

Миллара (2008 г.) при выполнении практических упражнений должны быть задействованы

и «головы», и «руки» учащихся; они должны стать мощным инструментом, с помощью

которого учащиеся смогут построить связи между «областью наблюдаемых результатов» и

«областью идей» (теоретических концепций, связанных с экспериментом). В таком ключе

17

научные эксперименты представляют важный путь, способствующий когнитивному

развитию учащихся. В частности, учащиеся получают возможность развития - от

использования только конкретного мышления (т.е. осмысления только того, что они могут

испытать непосредственно в ходе наблюдения) до включения абстрактного мышления (т.е.

формирования концептуальной модели того, что они не могут испытать непосредственным

образом, Пиаже и Инхелдер, 1973 г.).

Идея использования групповой работы в рамках подготовки проектов основана на

принципе распределенного познания (Нарди, 1992 г.), согласно которому учащиеся

обмениваются знаниями и представлениями и укрепляют их с помощью друг друга. Они

предлагают пояснения и выдвигают предложения на основе своего понимания и, тем

самым, начинают сами лучше понимать вопрос, особенно когда вопрос задается

сверстниками. Роль учителя - помочь учениками в достижении успеха с помощью

использования стимульного материала, ресурсов и целенаправленной поддержки, при ее

необходимости.

Командная работа и коллаборативный подход к воспитанию и обучению с

постоянной обратной связью и возможностями самооценки будет способствовать

успешной реализации воспитательного процесса в практику школы.

Формирование позитивной культуры (климата) школы.

Важным аспектом воспитания является создание доброжелательной, творческой,

развивающей среды в школе.

Комфортная среда может быть создана через создание заботливой дружелюбной,

поощрительной, уважительной атмосферы, с предоставлением равных возможностей для

каждого участника образовательного процесса.

Не только учитель, а все взрослые должны участвовать в воспитании и показывать

хороший пример детям. Учащиеся воспитываются, наблюдая за положительным

поведением взрослых и других учащихся.

Необходим комплекс правил школы, которыми будет руководствоваться весь

коллектив, и которые будут определять рамки поведения и способствовать хорошей

дисциплине.

Опыт Интеллектуальных школ показывает, что важным аспектом воспитания

является создание доброжелательной, творческой, развивающей среды в школе. Поэтому

одним из основных подходов воспитательной работы Интеллектуальные школы являются:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическими кадрами;

- работа с родителями;

- выход в социум.

Работа с учащимися. Лидерство и управление

Обучение следующего поколения учащихся является комплексным и многогранным

процессом. Следовательно, роль ЗДВР в 21 веке становится одной из наиболее важных

профессий современного казахстанского общества.

Для исполнения трудоемкой роли ЗДВР требуются специалисты, которые:

• помогают создать будущее образовательного ландшафта страны;

• верят в силу образования, положительно влиять на жизни отдельных людей и

приносить пользу казахстанскому обществу сейчас и в будущем;

• несут ответственность за развитие детей и молодых людей, чтобы они смогли стать

успешными учащимися, способными критически мыслить, уверенными в себе,

творческими людьми, которые знают, как учиться;

• ведущие профессионалы в области образования в школе;

• вдохновляют учащихся, сотрудников и членов сообщества непрерывно улучшать

процесс обучения и воспитания для всех;

• искусны в установлении и поддержании профессиональных отношений и структур;

18

• способны работать в нестабильном, комплексном и напряженном контексте;

• могут работать с другими для поиска творческих и инновационных решений,

которые обеспечивают всем оптимальные результаты;

• могут создать и поддерживать совместную работу сети школ через сотрудничество

с большим числом людей, чтобы обеспечить наилучшие достижения и благополучие всех

учащихся.

Таким образом, ЗДВР необходимо быть в курсе последних событий и владеть

знаниями и пониманием, наряду с лидерскими навыками, чтобы они могли понять, как им

достичь высоких результатов в своей работе.

Лейтвуд, Харрис и Хопкинс (2008) выполнили обширное международное обозрение

исследований о том, что мы знаем о школьном лидерстве и пришли к определенным

выводам об успешном школьном лидерстве. Ниже приведены эти выводы:

1. Школьное лидерство в своем влиянии на обучение детей уступает только

преподаванию в классе.

2. Почти все успешные лидеры использовали один и тот же набор основных

лидерских качеств.

3. Способы, которыми лидеры применяют эти основные лидерские качества,

демонстрируют восприятие условий, в которых они работают.

4. Заместители директора по воспитательной работе могут улучшить преподавание

и обучение косвенным и наиболее действенным способом, влияя на мотивацию

сотрудников, приверженность работе и условия труда.

5. Школьное лидерство оказывает более сильное влияние на школы и учащихся,

когда оно широко распределено.

6. Небольшая часть личных качеств объясняет большое количество различных типов

лидерства.

Управление предполагает не только деятельность воспитателя, оно включает все,

что может так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, убеждения,

качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы,

как:

• проектирование развития личности, планирование необходимых

воспитательных воздействий;

• организацию воспитательных воздействий;

• регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий на основе

текущего сбора информации;

• итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов

проекту развития.

Психологический аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата -

сформировавшегося свойства и личности в целом. Психологический механизм управления

воспитанием в настоящее время нельзя охарактеризовать в завершенном виде,

представление о нем только складывается. Стало общепринятым мнение о том, что

управление извне поведением воспитанника в ходе воспитательного процесса

превращается во внутренний механизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания.

Из исследования Лейтвуда и других (2008) можно сделать вывод, что лидерство

оказывает значительное влияние на качество организации школы и обучение учеников. На

самом деле, нет ни одного документально зафиксированного случая, когда школа успешно

изменила уровень успеваемости своих учеников в условиях отсутствия талантливого

лидерства. Одним из объяснений этого является то, что лидерство служит катализатором

для реализации потенциальных возможностей, которые уже существуют в организации.

Что же фактически делают эффективные лидеры? Что они могут делать лучше? Как это

может быть использовано для развития настоящей программы в общеобразовательных

организациях Республики Казахстан?

19

Работа с педагогическими кадрами. Учитель как субъект воспитания

Наивысшую роль в воспитании играет учитель, показывая хороший пример

учащимся своей культурой поведения и речью, вежливостью, требовательностью,

последовательностью, справедливостью, отношением к окружающим. Своим отношением

к учащимся, действиями и поступками он способствует хорошему поведению, создает

атмосферу заботы и взаимоуважения.

Учителя развивают основные моральные ценности через академические предметы,

способствуя развитию у учащихся духовно-нравственных качеств.

Применяя педагогические приемы и подходы, учитель развивает навыки командной

работы, воспитывает академическую ответственность и мотивирует желание учиться.

Устанавливает демократические отношения в классе, правила и нормы поведения, которых

придерживаются все учащиеся. Прививает ценности и воспитывает через чтение, письмо,

обсуждения, дебаты, а также учит учащихся разрешать конфликты мирным и

справедливым путем.

Школьные сообщества

Ученическое самоуправление является важнейшей формой и действенным

средством воспитания и развития общественной активности и социальной ответственности

учащихся.

Целью школьных сообществ является улучшение школьного климата и жизни,

формирование общественно значимых ценностей, вовлечение учащихся в жизнь школы,

развитие корпоративного духа, навыков умения работать в команде.

Условия для воспитательной работы

Для реализации эффективной воспитательной работы необходимо создание

условий, что предполагает:

 организацию в школе территорий общения: центров активности и общения,

улучшение условий в библиотеках (зоны групповой и индивидуальной работы, медиатеки,

обеспечение оргтехникой);

 улучшение материально-технической базы школы: оснащение (спортивные

залы, корты, студии для кружковых работ), ресурсы (сценические костюмы, декорации,

инструменты, расходный материал);

 включение кружков в основное расписание школы, распределение времени для

дополнительного образования;

 в режиме дня предусмотреть утренний сбор (20 минут для общения, обмена

новостями, обсуждения планов мероприятий, чтения новостей).

Организация работы психологической службы

Система воспитания принимает на себя миссию обеспечения психологического и

физиологического комфорта учащихся, содействие в преодолении переходных и

возрастных проблем (эмоциональные, социальные, психологические).

В обязанности психолого-педагогической службы входит диагностика

индивидуальных особенностей, подготовка рекомендации для учителей и родителей,

проведение психологического тестирования и индивидуальных бесед по инициативе детей,

консультирование учащихся, сотрудничество с родителями и учителями.

Роль заместителя руководителя школы по воспитательной работе:

• создавать позитивную атмосферу воспитания, вовлекать всех учащихся в

воспитательный процесс школы;

• стремиться к воспитанию у учащихся уверенности, ответственности,

самоанализа, инновативности и активности;

20

• следовать правильным методам воспитания и использовать внешкольную

деятельность на развитие навыков учащихся;

• организовывать, управлять и планировать индивидуальные, групповые,

классные и общешкольные мероприятия, эффективно использовать материалы, ресурсы и

вспомогательные материалы для проведения запланированных мероприятий согласно

установленным целям;

• использовать простой, понятный язык при общении с коллегами и учениками,

инструктировании, разъяснении значений и похвале учеников;

• наблюдать за учениками и предоставлять обратную связь по вопросам

воспитания.

Работа с родителями

Школа не может достичь целей воспитания самостоятельно. Это совместная

ответственность всех заинтересованных сторон в воспитании подрастающего поколения:

родителей, школы, молодежных организаций, СМИ и общества в целом.

Исследования показывают положительную корреляцию между вовлеченностью

родителей в дела школы и достижениями учащихся. Участие родителей в делах школы

влияет на успеваемость детей, улучшает образовательную среду школы.

21

Просмотров: 2076


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст